figure

Chemical cleaning of technological pipelines

Among the pollution that is most common in pipelines, it is worth mentioning the paraffin deposits. They lead to a reduction in the flow area of the pipe and even to a complete blockage of the pipeline. Paraffin deposits are due to the cooling of the transported oil, as well as due to its physicochemical properties, pressure drops inherent in the pumping process, and the physical process of paraffin precipitation from petroleum products. In a typical situation, there is an uneven distribution of paraffin on the inner walls of the pipeline and its accumulation in the upper segment. This is due to the lower temperature of these areas. Paraffin deposits do not remain in the lower areas due to mechanical impurities, which literally strip off the impurities in its path.

Труба с загрязнениями

In order not to engage in forced premature cleaning, it should be remembered about the implementation of preventive measures that will maintain the capacity of pipelines. We are talking about such preventive measures as the annual cleaning of tanks from oil residues, which consists in: heat treatment of highly paraffin types of oil (heating and cooling to a certain temperature), mixing pumped types of oil and low-paraffin or low-viscosity types, mechanical mixing or introduction of special additives that promote increase in oil fluidity.

Cleaning of internal surfaces of the pipeline

The operation of oil pipelines is accompanied by the use of the following methods for cleaning its internal surfaces from deposits: thermal, chemical and mechanical. These methods can be used separately or in combination. The essence of the thermal method of cleaning oil pipelines is to flush the pipeline with the help of coolant – hot oil or steam with hot water. This method is used in those areas that have a small diameter or small length of pipelines. The principle of the chemical cleaning method is to use some kind of washing solution. The most effective are those solutions that contain some part of surfactants. We are talking about different classes of organic compounds, differing in special physicochemical properties. Even with a relatively small amount, they can lead to changes in the properties of surfaces and phase boundaries in the system containing them.

Проведение работ по очистке трубопровода

The principle of the impact of detergents lies in its greater adsorption on the surface of contaminants in comparison with particles of dirt and paraffin, which leads to the displacement of the latter. To prevent the problems associated with secondary sedimentation on the surfaces of the tubes of particles separated from the surface, and its coarsening, high molecular weight dispersants should be used. They contribute to the formation of protective polymolecular films surrounding the particles, ensuring its removal in the composition of the liquid.

We note the good efficiency of using detergent solutions in situations when the paraffin deposits are insignificant. With an increase in wax deposits, cleaning solutions have insufficient effect. In addition, detergent solutions are only effective for removing paraffin from pipelines.

It is not possible to get rid of mechanical impurities (sand, clay, rust) and larger objects (stones, metal pieces), which, while remaining in the pipeline, lead to a decrease in its throughput.

The cleaning procedure using detergent reagents consists of:

  • Stopping the operation process;
  • Product discharge;
  • Connecting pumps and creating closed loops;
  • Solvent injection into the structure of the circuit being cleaned;
  • Circulation of the solution along the purge circuit;
  • Discharge reagent upon completion of cleaning.

It is not always possible to provide 100% cleaning in a safe way, if work on mechanical cleaning in the pipeline is carried out.

A more reliable method of chemical cleaning is considered to be cleaning by means of an artificially created plug in which the reagent is located.

The cleaning procedure consists of the following steps:

  1. Releasing the pipeline from the product.
  2. Attachment of a special plug with a reagent in it (this plug is fenced with two in-pipe distribution pistons).
    Искусственно создаваемая пробка с реагентом внутри
  3. Moving the plug along the cleaned contour with simultaneous interaction of the reagent with sediments.
  4. After passing a certain distance, the reagent is drained from the circuit.
  5. The next step is to create an absorption plug of diesel fuel.
    Этап очистки с помощью искусственно созданной пробки
  6. This traffic jam has to go the same way to remove the last remnants of sediment passes the same way using diesel fuel.
  7. Discharge of diesel fuel from the pipeline is performed.

Due to this procedure, it is possible to achieve:

  • Restoration of the maximum pipeline capacity;
  • Safely repairing or restoring a pipeline without polluting the environment;
  • Preservation of the pipeline for the required period, while excluding any corrosive effects;
  • In the future, any environmental risks are excluded.

figure

Химическая очистка технологических трубопроводов

Среди загрязнений, которые наиболее распространены в нефтепроводах, стоит упомянуть о парафиновых отложениях. Они приводят к уменьшению проходного сечения трубы и даже к полной закупорке нефтепровода. Парафиновые отложения возникают из-за охлаждения транспортируемой нефти, а также из-за ее физико-химических свойств, перепадов давления, присущих процессу перекачки, и физического процесса выпадения парафинового осадка из нефтепродуктов. В обычной ситуации наблюдается неравномерное распределение парафина на внутренних стенках трубопровода и скапливание его в верхнем сегменте. Это связано с более низкой температурой данных участков. Отложения парафина не остаются на нижних участках из-за механических примесей, которые буквально сдирают загрязнения, оказывающиеся на их пути.

Труба с загрязнениямиДля того, чтобы не заниматься вынужденной преждевременной очисткой, следует помнить о выполнении профилактических мероприятий, которые будут поддерживать пропускную способность нефтепроводов. Речь идет о таких мерах профилактики, как о ежегодной зачистке резервуаров от нефтяных остатков, заключающейся в: термообработке высокопарафинистых видов нефти (подогреве и охлаждении до определенной температуры), смешивании перекачиваемых видов нефти и малопарафинистых или маловязких видов, механическом перемешивании или внедрении специальных присадок, способствующих увеличению текучести нефти.

Очистка внутренних поверхностей трубопровода

Эксплуатация нефтепроводов сопровождается использованием следующих способов очистки их внутренних поверхностей от отложений: термического, химического и механического. Данными способами можно пользоваться раздельно либо в комплексе. Суть термического способа очистки нефтепроводов заключается в промывке трубопровода с помощью теплоносителя – горячих нефтепродуктов или пара с горячей водой. Таким способом пользуются на тех участках, которые отличаются малым диаметром или небольшой протяженностью трубопроводов. Принцип химического способа очистки заключается в использовании какого-либо моющего раствора. Наиболее эффективными считаются те растворы, которые содержат в составе какую-то часть поверхностно-активных веществ. Речь идет о разных классах органических соединений, отличающихся особыми физико-химическими свойствами. Даже при сравнительно небольшом количестве они могут приводить к изменению свойств поверхностей и границ раздела фаз в системе, содержащей их.

Проведение работ по очистке трубопровода

Принцип воздействия моющих средств заключается в их большей адсорбции на поверхности загрязнений в сравнении с частицами грязи и парафина, что приводит к вытеснению последних. Для предотвращения проблем, связанных со вторичным осаждением на поверхностях труб частиц, отделившихся от поверхности, и их укрупнением, следует воспользоваться высокомолекулярными диспергаторами. Они способствуют образованию защитных полимолекулярных пленок, окружающих частицы, обеспечивая их вынос в составе жидкости.

Отметим хорошую эффективность пользования моющими растворами в ситуациях, когда отложения парафина незначительны. При увеличении отложений парафина моющие растворы оказывают недостаточное действие. Помимо этого, моющие растворы эффективны только для удаления парафина из трубопроводов.

Не удается избавиться от механических примесей (песка, глины, ржавчины) и от более крупных предметов (камней, кусков металла), которые, оставаясь в трубопроводе, приводят к снижению его пропускной способности.

Процедура очистки с использованием моющих реагентов состоит из:

  • Остановки процесса эксплуатации;
  • Слива продукта;
  • Подключения насосов и создания замкнутых контуров;
  • Закачки растворителя в структуру очищаемого контура;
  • Циркуляции раствора по контуру очистки;
  • Слива реагента по завершении очистки.

Далеко не всегда можно обеспечить 100%-ную очистку безопасным способом, если проводить работы по механической очистке в трубопроводе.

Более надежным способом химической очистки считают очистку посредством искусственно создаваемой пробки, в которой располагается реагент.

Процедура очистки состоит из следующих этапов:

  1. Освобождения трубопровода от продукта.
  2. Присоединения специальной пробки с реагентом в ней (данную пробку ограждают с помощью двух поршней распределительных внутритрубных (ПРВ)).
    Искусственно создаваемая пробка с реагентом внутри
  3. Перемещения пробки по очищаемому контуру, с одновременным взаимодействием реагента с отложениями.
  4. После прохождения определенного расстояния производится слив реагента из контура.
  5. На следующем этапе создается абсорбционная пробка из дизтоплива.
    Этап очистки с помощью искусственно созданной пробки
  6. Данной пробке предстоит пройти тем же путем для удаления последних остатков отложений проходит тот же самый путь, с помощью дизтоплива.
  7. Производится слив из трубопровода дизельного топлива.

Благодаря данной процедуре удается добиться:

  • Восстановления максимальной пропускной способности трубопровода;
  • Безопасного выполнения ремонта или восстановления трубопровода, не загрязняя окружающую среду;
  • Консервации трубопровода на необходимый период, исключая при этом любые коррозионные воздействия;
  • В перспективе исключаются какие-либо экологические риски.