figure

Flushing of heat exchangers

Специалисты АСГАРД-Сервис занимаются очисткой теплообменника

Currently, heat exchange equipment is used in all areas of human activity. These are engineering systems of buildings (heating, cold supply, hot water supply), technological processes in the production of goods, food products, large industrial energy: oil refineries, large factories, thermal power plants, nuclear power plants and so on.

Cold tap water in most Russian regions has hardness, which leads to the appearance of various deposits, limescale in the heat exchanger, etc. The internal surfaces of pipelines that have been in operation for ten years are clogged by more than sixty percent. During operation, any unit is contaminated, and as a result – deterioration of heat exchange and the passage of heat carriers / product through a heat exchanger occurs. All this leads to loss of heat or disruption of technological processes, which, in turn, leads to high energy costs and loss of quality or quantity of the product produced. At the same time, the cost of cleaning or repairing the unit is one order less than the losses that a faulty machine can cause and even more so the need to replace the equipment partially or completely.

The frequency of flushings is determined by the design of the units and the area of its application (for example, in the food industry this procedure has to be carried out very often). A flushing method is determined by the design features, the degree and type of contaminants. On average, equipment should be flushed once or twice a year to keep equipment in good condition. The choice of flushing technology is made by experts and depends on the design features of the unit and its technical characteristics.

In-place flushing of heat exchangers

Объект, на котором проводились работы по очистке теплообменников

In this case, in-place flushing of heat exchangers is considered an effective method. The plate, brazed and welded heat exchanger is particularly in need of such flushing. Cleaning of the heating plates in this case occurs without disassembling the structure and replacing the seals. Special installations including a pump and a tank for chemical solutions, as well as a system of filters and hoses are used. The reagents are selected individually, and they contain inorganic or organic acids, which can clear the unit not only from lime, but also from biological organisms. All chemical reagents are certified by sanitary and epidemiological authorities.

In practice, heat exchangers are often flushed with special compositions developed by manufacturers or specialized organizations, which quickly dissolve carbonates and iron oxides.

In-place flushing and cleaning of the unit is carried out in compliance with the technical safety rules, because there is a danger to get personnel not only chemical but also thermal burns. High temperature of flushing chemical solutions is important for effective procedure.

After chemical flushing, the plate heat exchanger completely restores its working capacity, therefore in-place flushing replaces the capital repair procedure, although it costs several times less.

The in-place method is inexpensive, fast and simple, as well as suitable for all types of unit (plate, welded, etc.).

Advantages

  • cost is cheaper, especially on large units;
  • less time consuming, which reduces the time in some cases, especially on large heat exchangers;
  • no need to change seals in plate heat exchangers.

Disadvantages

  • in some cases it does not completely remove deposits, especially mechanical inclusions and scale after installation.

Folding flushing of heat exchangers

Attention! Folding cleaning of heat exchanger is available only for plate and shell-and-tube products. Welded and soldered units can not be disassembled due to design features. The specialists of ASGARD-Service will offer various types of in-place cleaning for them.

Работы по очистке пластинчатого теплообменника

Folding cleaning of contaminated plate heat exchanger is carried out as follows:

  • removal of the movable plate, then the plate pack is removed;
  • plates are treated with a special high-pressure unit and are placed for some time in a special chemical solution that eats away the dirt, but spares the metal;
  • plates are mechanically cleaned – service engineers for cleaning remove stuck dirt that is not amenable to chemical treatment;
  • after the end of processing, the plates are installed in the same place, the unit is assembled and undergoes a crimping procedure, which guarantees its tightness.

If necessary, pre-reagent processing of the plates is used. As a rule, if the heat exchanger is less than 8 years old, there is no need to replace the seals. The cost of seals, as a rule, is 4-5 times higher than the cost of the rinsing itself. During the inspection or in the course of the work, our specialists can advise on the residual life of the seals and the need for replacement.

Folding hydrodynamic cleaning of plate heat exchangers:

  • plates are removed from the heat exchanger;
  • then they are thoroughly cleaned with a high pressure water jet;
  • then they are mounted back into the unit.

The advantage of the method is its environmental friendliness, while in-place hydrodynamic cleaning is quite effective for many types of pollution.

Folding flushing of shell-and-tube heat exchangers is carried out as follows:

  • covers / rolls are removed to access the pipe space.
  • with the help of high-pressure unit and special nozzles, each pipe is cleaned separately.
  • if it is necessary to clean the annular space, the tube bundle is taken out and is cleaned from the outside using a high pressure unit.
  • after hydro-mechanical cleaning is completed, all parts of the unit are installed in the same place, the heat exchanger is assembled and undergoes a crimping procedure, which guarantees its tightness.

The best time to clean the heat exchangers from scale is the period of scheduled maintenance or emergency repairs of the main equipment. In addition, there are cases when the capital cleaning of the unit is carried out in the process of technical improvement of equipment (power increase).

Folding method

Advantages

  • 100% result of cleaning plates / tubes, removal of all insoluble deposits.
  • It is possible to revise the plates / tubes for corrosion and damage.

Disadvantages

  • Price is usually higher than in-place flushing, especially for large heat exchangers.
  • It may be necessary to replace the seals for the plate-type units, which will increase the cost of servicing the heat exchanger.

Объект заказчика, на котором проводила работы компания АСГАРД-Сервис

Selection of cleaning chemicals for heat exchangers cleaning depends on the type of sediment.

In the process of applying methods of chemical cleaning of heat exchangers by ASGARD-Service, certified cleaning products are used, they are chemical reagents based on various acids with the addition of surfactants, corrosion inhibitor and chelating agents, diluted with water in the required proportion. The purpose of adding a complex of the above additives is to increase the effectiveness of the reagent effects on deposits that contaminate the internal surfaces of the unit, while at the same time reducing the corrosivity of the metal from which these surfaces are made.

Since acids react with different types of deposits to various extents, it is recommended to select reagents depending on the type of deposits detected on the internal surfaces of the heat exchanger being cleaned.

The data in the table below are prepared on the basis of information from Alfa Laval Company, as applied to the flushing of heat exchangers.

 

Type of sedimentComposition of sedimentComposition of sediment
Corrosion productsCalcium carbonateNitric acid
Metal oxidesCalcium sulfateSulfamic acid
SlimeSilicatesMechanical impact
AlumineSilicatesMechanical impact
Diatomic organismsSilicatesComplexing agents, sodium polyphosphates
Biological fouling – slimeBacteriaCaustic soda
Biological fouling – slimeNematodesSodium carbonate
Other contaminationsFuel oil, asphalt, greaseSolvent based on paraffin oil fractions (kerosene)

 

We draw your attention to the fact that the following solutions are prohibited to apply:

  • ketones (for example: acetone, methyl ethyl ketone, methyl isobutyl ketone);
  • esters (for example: ethyl acetate, butyl acetate);
  • halogenated bicarbonates (for example: chlorophene, carbon tetrachloride, freons);
  • aromatic compounds (for example: benzene, toluene).

It is also not allowed to use hydrochloric acid-based cleansing agents to remove deposits from surfaces and parts of stainless steel structures.

Truly effective cleaning of the heat exchanger significantly increases its performance, and in fact reduces the frequency of the necessary cleaning, keeping the heat exchange equipment in a constantly working state. ASGARD-Service Company has a proven methodology leading to impressive results when using any option of cleaning of heat exchanger components (plates, tube plates, channels, casings, ducts and radiator grilles), either hydrodynamically or chemically, or its combination.

Our company performs all services related to the recovery of heat exchangers, namely:

  • flushing of heat exchangers of all types – plate and shell-and-tube
  • repair of heat exchangers of all types:
  1. replacement of seals, plates in plate units, diagnostics of work of plate heat exchangers, plate troubleshooting, crimping;
  2. replacement of tube bundles in shell-and-tube units, troubleshooting and crimping of the tube bundle;
  3. assembly / disassembly and replacement of all types of heat exchangers.

Оборудование компании АСГАРД на объекте заказчика

Selection of reagents is carried out for each case individually. Ideally, if there are sediment samples, then it is possible in practice to choose the optimal composition and technology of flushing (time and temperature conditions). Chemical reagents do not affect metal or bar-to-bar seals.

Our company has a large number of pumping installations, both for flushing of small plate-type units of individual heat points and boiler stations, and for flushing of large shell-and-tube heat exchangers of large technological enterprises.

In addition, the scientific and technical association conducts research methods and technologies for reagent cleaning of heat exchange equipment.

The company has its own production base for the creation of high-tech flushing equipment for the individual needs of the customer.

In any case, after talking with the Client, our specialists will help you choose the optimal type of flushing both in terms of quality and prices. Visit to inspection is free.

figure

Промывка пластинчатых теплообменников

Специалисты АСГАРД-Сервис занимаются очисткой теплообменникаВ настоящее время теплообменное оборудование используется во всех сферах деятельности человека. Это инженерные системы зданий (отопление, хладоснабжение, горячее водоснабжение), технологические процессы в производстве товаров, продуктов питания, крупная промышленная энергетика: нефтеперерабатывающие предприятия, крупные заводы, ТЭЦ, АЭС и так далее.

Водопроводная холодная вода в большинстве российских регионов обладает жесткостью, что приводит к появлению различных отложений, накипи в теплообменнике и т.д. Внутренние поверхности трубопроводов, которые эксплуатируются в течение десяти лет, засорены более чем на шестьдесят процентов. В процессе работы любой агрегат загрязняется, и как результат — происходит ухудшение теплообмена и проходимости теплоносителя/продукта через теплообменник. Все это приводит к потере тепла или нарушению технологических процессов что, в свою очередь, приводит к большим затратам энергии и потере качества или количества выпускаемого продукта. При этом стоимость очистки или ремонта агрегата на порядок меньше потерь, к которым может привести неисправный аппарат. И тем более необходимость замены оборудования частично или полностью.

Частота промывок определяется конструкцией агрегатов и областью их применения (к примеру, в пищевой промышленности данную процедуру приходится проводить очень часто). А способ промывки – конструктивными особенностями, степенью и типом загрязнений. Для исправности оборудования в среднем промывку устройства необходимо проводить один – два раза в год. Выбор технологии промывки производится специалистами и зависит от конструктивных особенностей агрегата и его технических характеристик.

Безразборная промывка теплообменников

Объект, на котором проводились работы по очистке теплообменниковВ этом случае безразборная промывка теплообменников считается эффективным методом. Особенно нуждается в такой промывке пластинчатый, паяный и сварной теплообменник. Очистка нагревательных пластин в данном случае происходит без разбора конструкции и замены уплотнений. Здесь используются специальные установки, включающие в себя насос и резервуар для химических растворов, а также систему фильтров и шлангов. Реагенты подбирают индивидуально, и они содержат неорганические или органические кислоты, которые могут очистить устройство не только от извести, но и от биологических организмов. Все химические реагенты сертифицированы органами санэпиднадзора.

На практике теплообменники зачастую промывают специальными составами, разработанными заводами производителями или специализированными организациями, которые быстро растворяет карбонаты и окислы железа.

Безразборная промывка и очистка аппарата проводится при выполнении правил ТБ, потому что существует опасность получить персоналу не только химические, но и также тепловые ожоги. Высокая температура промывающих химических растворов важна для эффективной процедуры.

После химической промывки пластинчатый теплообменник полностью восстанавливает свою работоспособность, поэтому безразборная промывка заменяет процедуру ремонта капитального, хотя стоит дешевле в несколько раз.

Безразборный метод — недорогой, быстрый и простой. Подходит для всех типов устройств (пластинчатых, паяных и т.д.)

Преимущества

  • стоимость дешевле, особенно на больших агрегатах;
  • менее трудоемка, что сокращает сроки в отдельных случаях, особенно на больших теплообменниках;
  • нет необходимости менять уплотнения в пластинчатых теплообменниках.

Недостатки

  • в некоторых случаях не полностью удаляет отложения, особенно механические включения и окалину после монтажа.

Разборная промывка теплообменников

Внимание! Разборная чистка теплообменника доступна лишь для изделий пластинчатого и кожухотрубного типа. Сварные и паяные аппараты не могут быть разобраны в силу конструктивных особенностей. Для них специалисты «АСГАРД-Сервис» предложат различные виды безразборной очистки.

Работы по очистке пластинчатого теплообменникаРазборная промывка загрязнившегося пластинчатого теплообменника производится следующим образом:

  • снятие подвижной плиты, далее снимается пакет пластин;
  • пластины обрабатываются специальным аппаратом высокого давления и помещаются на некоторое время в специальный химический раствор, который разъедает грязь, но щадит металл;
  • пластины очищаются механически – сервисные инженеры по чистке удаляют прикипевшую грязь, не поддавшуюся химической обработке;
  • после окончания обработки пластины устанавливаются на прежнее место, устройство собирается и проходит процедуру опрессовки, гарантирующую его герметичность.

При необходимости используют предварительную реагентную обработку пластин. Как правило, если теплообменнику менее 8 лет, необходимости замены уплотнений нет. Стоимость уплотнений, как правило, в 4-5 раз превышает стоимость самой промывки. При осмотре или в ходе выполнения работ наши специалисты могут дать рекомендации по остаточному сроку службы уплотнений и необходимости замены.

Разборная гидродинамическая очистка пластинчатых теплообменников:

  • пластины извлекаются из теплообменника;
  • затем их тщательно очищают водной струёй под высоким давлением;
  • монтируют обратно в агрегат.

Преимуществом метода является его экологичность, при этом безразборная гидродинамическая очистка довольно эффективна для многих видов загрязнений.

Разборная промывка кожухотрубных теплообменников производится следующим образом:

  • снимаются крышки/калачи для доступа к трубному пространству.
  • с помощью аппаратов высокого давления и специальных насадок проводится чистка каждой трубы отдельно.
  • при необходимости чистки межтрубного пространства — вынимается трубный пучок, и с помощью установки высокого давления чистится снаружи.
  • после окончания чистки гидромеханическим способом все части устройства устанавливаются на прежнее место, теплообменник собирается и проходит процедуру опрессовки, гарантирующую его герметичность

Наиболее оптимальное время для очистки теплообменников от накипи – период плановых профилактических работ либо аварийных ремонтов основного оборудования. Кроме того, нередки случаи, когда капитальную чистку агрегата проводят в процессе технического усовершенствования оборудования (увеличения мощности).

Разборный метод

Преимущества

  • 100% результат очистки пластин/трубок, удаление всех нерастворимых отложений.
  • возможно провести ревизию пластин/трубок на предмет коррозии и повреждений.

Недостатки

  • цена, как правило, выше чем при безразборной промывке, особенно на большие теплообменники.
  • возможно, потребуется замена уплотнений для пластинчатых аппаратов, что приведет к увеличению цены обслуживания теплообменника.

Объект заказчика, на котором проводила работы компания АСГАРД-СервисПодбор чистящих химических реагентов для oчистки теплоoбменников в зависимости от вида отложений.

В процессе применения методов химической очистки теплообмeнников компанией «АСГАРД-Сервис» используются  сертифицированные чистящие средства, они представляют собой химические реагенты на основе различных кислот с добавлением ПАВ (поверхностно-активных веществ), ингибитора коррозии и комплексонов, разбавленные водой в необходимой пропорции. Целью добавления комплекса, указанных выше присадок является увеличение эффективности воздействия реагента на отложения, загрязняющие внутренние поверхности устройства, с одновременным снижением коррозийной агрессивности по отношению к металлу из которого эти поверхности изготовлены.

Поскольку кислоты в различной степени реагируют с разными видами отложений, рекомендуется подбирать реагенты в зависимости от вида отложений, выявленных на внутренних поверхностях очищаемого теплообменника.

Данные приведённые в таблице ниже подготовлены на основании информации фирмы «Альфа Лаваль», применительно к промывке теплообменников.

 

Вид отложений Состав отложений Чистящий реагент
Продукты коррозии Карбонат кальция Азотная кислота
Оксиды металлов Сульфат кальция Сульфаминовая кислота
Ил Силикаты Механическое воздействие
Глинозём Силикаты Механическое воздействие
Диатомические организмы Силикаты Комплексонообразующие агенты, Полифосфаты натрия
Биологические обрастания — слизь Бактерии Едкий натр
Биологические обрастания — слизь Нематоды Карбонат натрия
Прочие загрязнения Мазут, асфальт, жиры Растворитель на основе парафиновых фракций нефти (например керосин)

 

Обращаем Ваше внимание на то, что следующие растворы применять нельзя:

  • кетоны (например: ацетон, метилэтилкетон, метилизобутилкетон);
  • сложные эфиры (например: этилацетат, бутилацетат);
  • галогенезированные гидрокарбонаты (например: хлорофен, четырёххлористый углерод, фреоны);
  • ароматические соединения (например: бензол, толуол)

Также не допускается применение очищающих средств на основе соляной кислоты для удаления отложений с поверхностей и деталей конструкций из нержавеющей стали.

По настоящему эффективная oчистка теплоoбменника значительно увеличивает  его производительность, и в действительности снижает частоту необходимых очисток, поддерживая теплообменное оборудование в постоянно работающем состоянии. Компания «АСГАРД-Сервис» имеет испытанную методику, приводящую к впечатляющим результатам при использовании любого варианта очистки компонентов теплоoбменников (пластин, трубных досок, каналов, кожухов, коробов и решеток радиаторов) как гидродинамического, так и химического или их комбинации.

Наша компания выполняет все услуги, связанные с восстановлением работоспособности теплообменников, а именно:

  • промывка теплообменников всех типов — пластинчатых и кожухотрубных
  • ремонт теплообменников всех типов:
  1. замена уплотнений, пластин в пластинчатых устройствах, диагностика работы пластинчатых теплообменников, дефектовка пластин, опрессовка;
  2. замена трубных пучков в кожухотрубных устройствах, дефектовка и опрессовка трубного пучка;
  3. монтаж/демонтаж и замена всех типов теплообменников.

Оборудование компании АСГАРД на объекте заказчикаПодбор реагентов осуществляется для каждого случая индивидуально. В идеале если есть образцы отложений, то можно на практике подобрать оптимальный состав и технологию промывки (время и температурный режим). Химические реагенты не оказывают воздействия ни на металл, ни на межпластинные уплотнения.

Наша компания имеет большой ряд насосных установок, как для промывки небольших пластинчатых аппаратов индивидуальных тепловых пунктов и котельных, так и для промывки больших кожухотрубных теплообменников крупных технологических предприятий.

Кроме того, научно-техническое объединение проводит исследования методик и технологий реагентной очистки теплообменного оборудования.

Компания располагает собственной производственной базой по созданию высокотехнологичного промывочного оборудования под индивидуальные нужды заказчика.

В любом случае, наши специалисты после разговора с Клиентом помогут подобрать оптимальный вид промывки как по качеству так и по ценам. Выезд на осмотр бесплатный.