figure

Cleaning of tanks and vessels

Problems associated with oil slime

All the processes associated with the transportation and storage of oil in reservoirs lead to the formation of sediments at the bottom, called oil slime. They are composed of particles of mineral origin (non-petroleum) in combination with the heaviest hydrocarbons, related mainly to the paraffin series, with a specific weight exceeding those of water and oil. Physical deposits are dense, non-flowing mass, very unevenly located on the surface of the bottom of the tanks. The sediment can be located at a level in the range of 03 – 3 meters, and the volume can be 300 – 6000 cubic meters.Как выглядит емкостное оборудование

Owing to sediment, obstacles are created for moving the oil and mixing the layers in the reservoir tank. In this connection, concentrated aggressive salt solutions are localized and the corrosion process develops both in the bottom region and in the first zone of the reservoir. At the same time, the working (useful) volume of the tank is significantly reduced. These problems lead to a decrease in the operational characteristics of the object and a deterioration in the quality of petroleum products and oil, which end up in these tanks. In 2004, the requirements systematized in the Rules for the Technical Operation of Tanks were developed. According to them, a partial survey of reservoirs together with its cleaning should be performed at least once every five years, and a full survey should be performed at least once every 10 years. Regarding the frequency of cleaning such containers should be familiar with the requirements of GOST 1510-84. Terms of stripping should correspond to the type of oil products, technical condition of tanks, storage conditions and frequency of changing the grade of oil products. Due to the timely cleaning of tanks and high-quality control of petroleum residues, highly viscous resinous sediments, moisture and mechanical impurities, uninterrupted functioning is ensured at oil depots, fuels and lubricants storage facilities, thermal power plants and gas stations.

Процесс очистки емкостного оборудования

The requirements indicate the following period of cleaning:

– at least 2 times a year – for the fuel used in jet engines. The same period is intended for aviation gasoline, aviation oils and its components, straight-run gasoline; if the injection line is equipped with cleaning agents, the filtration fineness of which does not exceed 40 microns, it is allowed to clean the tanks at least annually;

– at least once a year – for tanks with oils with additives used with lubricating oils;

– at least once every 2 years – for tanks with other oils, motor gasolines, diesel fuels, paraffins and petroleum products that have similar physical and chemical properties.

Cleaning of metal and reinforced concrete tanks in which oil, fuel oil, motor fuels and oil products with similar physicochemical properties are stored should be made in accordance with the need, which depends on quality assurance conditions, and guarantees reliable operation of equipment and tanks.

 

Специалист компании проводит зачистку металлических и железобетонных резервуаров

Cleaning of tanks is carried out using three methods: manual, mechanical (mechanized) and mechanized method of cleaning with detergents (chemical-mechanized).

The procedure for manual cleaning of the tank is to remove solid residues, steaming, rinsing with hot (from 30° to 50°) water from the fire bore under pressure from 0.2 to 0.3 MPa. Then, the flushing water and the remaining sludge is pumped out with a pump. The manual method by which oil tanks are cleaned has several important disadvantages:

  • A huge risk to the safety and health of people involved in cleaning tanks using manual methods;
  • Personnel performing tank cleaning is usually distinguished by substantially worse preparation than the personnel who serve the main equipment at the enterprises related to the production, refining and transportation of oil. Due to these problems, the inevitable multiple increase in the risk of human error and even such manifestations as criminal negligence. It is widely known that in Russia such work is entrusted to unskilled low-paid workers;
  • Such cleaning methods invariably lead to environmental pollution (we are talking about water and air basins and the soil of the earth);
  • When carrying out such cleaning, a huge amount of oil waste is generated. This makes its transportation, disposal, recycling and / or neutralization problematic.

When performing a mechanized cleaning method, hot water is supplied under pressure using special washing machines (hydro monitors), then the surface of the tanks is steamed for several days with the help of superheated steam. Only after this mechanical cleaning is performed using abrasive blasting machines. Through the use of such a cleaning method, a significant reduction in the time of work, reduction of tank idle time, reduction in the volume of complicated operations hazardous to human health, and reduction in the cost of the tank cleaning procedure are achieved. Among the shortcomings inherent in the mechanized method of treatment, it should be mentioned the large consumption of thermal energy required for heating water, the need for pumping dirty water and the use of treatment plants, the relatively large losses of light fractions in oil residues.

Специалист АСГАРД выполняет химико-механизированную очистку резервуаров

In the chemical-mechanized method of cleaning tanks, detergent solutions are used, thanks to which the walls, bottom and internal structures of tanks are better freed from sediment. The use of these solutions improves the quality of cleaning, accelerates the intensity of the procedure. At the same time, the use of manual labor can be considered insignificant. Among the shortcomings of the method, limiting its practical application, it is necessary to mention the high cost of the reagents used, as well as the work related to the further solution purification of the means used and the utilization of the reagent.

 

 

Among the mechanized complexes that perform tank cleaning, we note:

Installation MKO-1000 produced by Clean World M Company

Installations are made by Clean World M Company. Today it is the most common installation produced by Russian manufacturers. They are based on 20 and 40-foot shipping containers. The installation design is represented by three technical segments – the engine compartment, the capacity of technical detergents and the open emulsion tank.

Technospas Technological Complex

The principle of operation of the installation is fully consistent with the principle of operation used in MKO-1000 installation. The assembly of the complex is carried out from containers of 20 and 40-foot volume. The installation package includes gas control devices that help prevent hazards associated with ignition or explosion, as well as a fan that performs forced degassing.

The installation package that performs tank cleaning includes imported membrane pumps with a long service life.

BLABO system manufactured by Oreko Company

We represent a very efficient and at the same time extremely complicated import system. It is constructively represented by 4 and more than 20-foot containers discharged in the vicinity of the customer’s tank.

The equipment of the installation includes a powerful 2-phase decanter, which provides the possibility of high-quality separation of solid fractions. In consequence of this, the separation of hydrocarbons from the washing solution and water occurs, for which a centrifugal separator is used. This technology contributes to the quality of separation, unattainable in Russian counterparts. The customer receives a certain amount of dry slime, water with detergent solution and hydrocarbons in separate form.

MegaMAX complex manufactured by KMT International Company

This installation is rightly unofficially called the “killer of slime”. It is characterized by mobility, high speed of unfolding and folding, high-speed cleaning of tanks and complete independence from the conditions at the customer’s site. It operates without electricity, hot water and steam.

2 trailers with a unique design, approximately corresponding to a 40-foot container in size, are used for the installation. The layout of the installation allows to effectively use even the free space between the axles of the semi-trailer.

Comparative characteristics table

CharacteristicМКО-1000TechnospasBLABOMegaMAX
Country of originRussiaRussiaDenmarkUSA
Maximum capacity of cleaned tanks50 ths. cubic meters50 ths. cubic metersNo restNo rest
System deployment rate3 days**3 days**1 week*
2 to 4 weeks*
4 hours*
6 to 8 hours**
Performance when cleaning 50 ths. cubic meters of tank after running complex2 months**2 months**2 weeks**2 weeks**
Number of containers1 x 40 ft1 x 40 ft4 x 20 ft2 semi-trailers
MobilityOptionOptionNoYes

Equipment Configuration

Heating moduleNoNoOptionYes
GeneratorNoNoOption2 pcs
Drive typesElectroElectroHydroHydro
AutomationMinimalMinimalFullFull
FiltrationFiltersFiltersFiltersVibroseparator + Filters
Centrifugal separationCycloneCyclone2-f decanter + separator + cyclones3-f decanter
Vacuum pumpNoNoYesYes
Spray headsYesYesYesYes
RobotsNoNoNoYes

* manufacturer information

** expert evaluation.

figure

Очистка емкостного оборудования

Проблемы, связанные с нефтешламом

Все процессы, связанные с транспортировкой и хранением нефти в резервуарах, приводят к образованию на дне отложений, называемых нефтешламом. В их состав входят частицы минерального происхождения (не нефтяного) в сочетании с наиболее тяжелыми углеводородами, имеющими отношение в основном к парафиновому ряду, с удельным весом, превышающим аналогичные показатели воды и нефти. Отложения в физическом плане являются плотной не текучей массой, очень неравномерно располагающейся на поверхности днища резервуаров. Осадок может располагаться на уровне в диапазоне 03 – 3 метра, а величина объема может составлять 300 – 6000 кубических метров.Как выглядит емкостное оборудованиеИз-за осадка создаются препятствия для перемещения нефти и перемешивания слоев в емкости резервуара. В связи с этим локализуются концентрированные агрессивные растворы солей и развиваются коррозионные процессе как в области днища, так и на первом поясе резервуара. Вместе с тем существенно уменьшается рабочий (полезный) объем резервуара. Данные проблемы приводят к снижению эксплуатационных характеристик объекта и ухудшению качества нефтепродуктов и нефти, которые оказываются в этих емкостях. В 2004 году были разработаны требования, систематизированные в «Правилах технической эксплуатации резервуаров». Согласно им заниматься частичным обследованием резервуаров совместно с их очисткой необходимо минимум один раз в пять лет, а полным обследованием – минимум один раз в 10 лет. По поводу периодичности очистки подобных емкостей следует ознакомиться с требованиями ГОСТ 1510-84. Сроки зачистки должны соответствовать виду нефтепродуктов, техническому состоянию резервуаров, условиям хранения и частоте смены сортности нефтепродуктов. Благодаря своевременной зачистке резервуаров и качественной борьбе с остатками нефтепродуктов, высоковязкими смолистыми осадками, влагой и механическими примесями обеспечивается бесперебойное функционирование на нефтебазах, хранилищах ГСМ, ТЭС и АЗС.

Процесс очистки емкостного оборудования

В требованиях указано о следующих периодических сроках зачистки:

— минимум 2 раза в год — для топлива, используемого в реактивных двигателях. Этот же период предназначен авиационным бензинам, авиационным маслам и их компонентам, прямогонным бензинам; если линия закачки оборудована средствами очистки, тонкость фильтрования которых не превышает 40 мкм, допускается проводить зачистку резервуаров минимум ежегодно;

— минимум 1 раз в год — для резервуаров с маслами с присадками и присадками, используемыми со смазочными маслами;

— минимум 1 раз в 2 года — для резервуаров с остальными маслами, автомобильными бензинами, дизельными топливами, парафинами и нефтепродуктами, обладающими аналогичными физико-химическими свойствами.

Зачистку металлических и железобетонных резервуаров, в которых хранится нефть, мазуты, моторные топлива и нефтепродукты, обладающие аналогичными физико-химическими свойствами, следует производить в соответствии с необходимостью, которая зависит от условий обеспечения качества, гарантирует надежную эксплуатацию оборудования и резервуаров.

Специалист компании проводит зачистку металлических и железобетонных резервуаров

Очистка резервуаров осуществляется с помощью трех способов: ручного, механического (механизированного) и механизированного способа очистки, при котором применяются моющие средства (химико-механизированного).

Процедура ручного способа очистки ёмкости заключается в удалении твёрдых остатков, пропаривании, промывке с помощью горячей (от 30 до 50) С воды из пожарного ствола под давлением от 0,2 до 0,3 МПа. Затем осуществляется откачка промывочной воды и оставшегося нефтешлама с помощью насоса. Ручной метод, с помощью которого очищают нефтяные резервуары, обладает рядом важных недостатков:

  • Огромным риском для з безопасности и здоровья людей, занимающихся очисткой резервуаров с помощью ручных методов;
  • Персонал, выполняющий очистку резервуаров, отличается обычно существенно худшей подготовкой, чем тот персонал, который обслуживает на предприятиях основное оборудование, имеющее отношение к добыче, переработке и транспортировке нефти. Из-за этих проблем неизбежно многократное увеличение риска ошибок, связанных с человеческим фактором, и даже таких проявлений, как преступная халатность. Широко известно, что в России подобные работы поручают неквалифицированным низкооплачиваемым рабочим;
  • Подобные методы очистки неизменно приводят к загрязнениям окружающей среды (речь идет о водном и воздушном бассейнах и почве земли);
  • При проведении подобной очистки генерируется огромное количество нефтеотходов. Это делает проблемным их последующую транспортировку, захоронение, повторную переработку и/или обезвреживание.

При выполнении механизированного способа очистки подают горячую воду под давлением с помощью специальных моечных машинок (гидромониторов), затем несколько суток пропаривают поверхность резервуаров с помощью перегретого пара. Только после этого выполняют механическую очистку, используя аппараты абразивной струйной очистки. Благодаря использованию такого способа очистки добиваются существенного сокращения времени работ, уменьшения простоя резервуара, уменьшения объема усложненных операций, опасных для здоровья людей, снижения стоимости процедуры очистки резервуаров. Среди недостатков, присущих механизированному способу очистки, следует упомянуть о большом расходе тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, необходимости откачки грязной воды и использовании очистных сооружений, сравнительно больших потерях легких фракций, находящихся в нефтеостатках.

Специалист АСГАРД выполняет химико-механизированную очистку резервуаров

При химико-механизированном способе очистки резервуаров применяются растворы моющих средств, благодаря которым стенки, днище и внутренние конструкции резервуаров лучше освобождаются от осадка. Пользование данными растворами повышает качество очистки, ускоряет интенсивность процедуры. При этом применение ручного труда можно назвать незначительным. Среди недостатков способа, ограничивающих его практическое применение, следует упомянуть о дороговизне применяемых реагентов, а также о работах, связанных с дальнейшей очисткой растворов используемых средств и утилизацией реагента.

Среди механизированных комплексов, выполняющих очистку резервуаров, отметим:

Установку МКО-1000, выпускаемую компанией «Чистый Мир М»

Установки производит компания «Чистый Мир М». Сегодня это наиболее распространенные установки, выпускаемые российскими производителями. В их основе используются 20-ти и 40-ка футовые морские контейнеры. Конструкция установок представлена тремя техническими сегментами – машинным отделением, емкостью технически моющих средств и емкостью для открытой эмульсии.

Технологический комплекс «Техноспас»

Принцип работы установки полностью соответствует принципу работы, используемому в установке МКО-1000. Сборку комплекса осуществляют из контейнеров 20-ти и 40-ка футового объема. В комплектацию установки входят приборы по газовому контролю, которые способствуют предотвращению опасности, связанной с воспламенением или взрывом, а также вентилятор, осуществляющий принудительную дегазацию.

В комплектацию установки, выполняющей очистку резервуаров, входят импортные мембранные насосы, имеющие большой ресурс работы.

Система БЛАБО выпускаемая компанией «Ореко»

Представляем очень эффективную и одновременно крайне сложную импортную систему. Конструктивно представлена 4-мя и более 20-ти футовыми контейнерами, выгружаемыми поблизости от резервуара заказчика.

В оснащение установки входит мощный 2-х фазный декантер, обеспечивающий возможность высококачественного отделения твердых фракций. В последствие этого происходит отделение углеводородов от моющего раствора и воды, для чего применяется центробежный сепаратор. Такая технология способствует качеству разделения, недостижимому в российских аналогах. Заказчик получает в раздельном виде определенное количество сухого шлама, воды с моющим раствором и углеводородов.

Комплекс МегаМАКС, выпускаемый компанией «КМТ Интернешнл»

Данную установку по праву неофициально называют «убийцей шламов». Она отличается мобильностью, высокой скоростью разворачивания и сворачивания, скоростной очисткой резервуаров и полной независимостью от условий на объекте заказчика. Она функционирует без электричества, горячей воды и пара.

Для монтажа установки используются 2 трейлера с уникальной конструкцией, приблизительно соответствующие своими размерами 40-футовому контейнеру. Компоновка установки позволяет эффективно пользоваться даже свободным пространством между осями полуприцепа.

Таблица сравнительных характеристик

Характеристика МКО-1000 Техноспас БЛАБО МегаМАКС
Страна-производитель Россия Россия Дания США
Максимальная емкость очищаемых резервуаров 50 тысяч куб.м 50 тысяч куб.м Нет ограничений Нет ограничений
Скорость, с которой разворачивается комплекс 3 дня** 3 дня** 1 неделя*
от 2 до 4 недели**
4 часа*
от 6 до 8 часов**
Производительность при очистке резервуара 50 тысяч куб.м после того, как запущен комплекс 2 месяца** 2 месяца** 2 недели** 2 недели**
Кол-во контейнеров 1 х 40фт 1 х 40фт 4 х 20 фт 2 полуприцепа
Мобильность Опция Опция Нет Да

Состав оборудования

Модуль нагрева Нет Нет Опция Да
Генератор Нет Нет Опция 2 штуки
Типы приводов Электро Электро Гидро Гидро
Автоматизация Минимальная Минимальная Полная Полная
Фильтрация Фильтры Фильтры Фильтры Вибросепаратор + фильтры
Центробежная сепарация Циклон Циклон 2-ф декантер + сепаратор + циклоны 3-ф декантер
Вакуумный насос Нет Нет Да Да
Моющие головки Да Да Да Да
Роботизированные механизмы Нет Нет Нет Да

* информация производителя
** оценка экспертов