figure

Equipment Cleaning Technology

Water used in heating and water supply systems contains calcium, magnesium salts, iron oxides, and various solid particles. In addition, bacteria secreting waste products are constantly present in the water. Also, various contaminants because of lubricants, entry of contaminants into pipe defects, non-compliance with the installation requirements and poor cleaning lead together to the formation of scale, solid deposits and mucus on the inner surfaces of pipes and equipment. Thus, the pipe inner diameter and the flow area size are reduced. In addition, the automatic equipment of the heating and water supply system is depressurized.

All solid deposits are formed during crystallization. In heating systems, salt crystallization occurs with increasing temperature.

 

Let us consider the classification of solid deposits:

  • alkaline-earth;
  • complex silicate;
  • iron;
  • copper.

Alkaline-earth deposits include carbonate, sulfate, silicate, phosphate scales.

Carbonate scale – CaCO3 – is deposited in the shape of dense crystalline deposits on those heating or cooling surfaces with no boiling of water and with a non-alkaline medium (water economizers, turbine condensers, water heaters, heating networks).

Sulphate scale – CaSO4 – is usually very hard and has a high density.

Silicate deposits include complex silicate scales with different mineralogical composition. Silicate scales are quite diverse – from porous and lumpy deposits to hard and dense formations.

Iron scales include:
Iron phosphate scales. This type of scale is formed at low water alkalinity and high iron content and is deposited on the inner surfaces of the steam-generating pipes. They are a loose residual coating.
Iron-acid scales are deposited in a continuous layer or in the shape of flakes.

Fourth Group. This Group includes deposits of copper/ They are formed with an increased content of copper in water in steam-generating pipes with a high heat load. They are deposited in the shape of layered formations.

So, for example, during boiler operation, with changes in its hydrodynamic and thermal regimes associated with an increase in the load, temporary sodium deposits (Na2SO4, Na2SiO3, NaCl) may form on the walls of the wall tubes. Being well soluble in water, such deposits are completely washed out from the walls of the boiler tubes when its stop or after a sharp decrease in load.

ASGARD-Service Company is engaged in cleaning and maintenance of engineering systems, heat exchangers and boilers from all types of deposits.

Let us consider in more detail the methods of cleaning equipment and the procedures used by the ASGARD-Service Company.

Before choosing a cleaning method, our specialists go to the site to examine and inspect engineering systems.

  1. Samples of deposits are taken to select a reagent and a cleaning method.
  2. They request technical documentation for complete information on the material and age of engineering systems.

After that, the optimal method for cleaning the equipment is selected:

  • chemical washing;
  • hydropneumatic washing;
  • combined method

Chemical Washing

It is used for cleaning heating systems, heat exchangers (both collapsible and non-collapsible) and boilers. For washing, a 10% solution of acids is used – hydrochloric, orthophosphoric or formic one. Cleaning is carried out with a change in the direction of circulation of acids or reagents; this makes it possible to carry out better cleaning.

Today, Asgard-Service specialists prefer to use patented detergents improving the washing process, dealing with deposits better and protecting the inner surfaces of pipes against corrosion.

If the washing was carried out with acids, then our specialists necessarily use passivating solutions after washing to prevent corrosion.

Washing is carried out using specialized equipment – a chemically resistant pump, hoses resistant to alkali and acid solutions as well as specialized CIPs. Now, Asgard Service Company uses its own CIPs.

 

CIP advantages are obvious:

  • easy to use saving work time and labor costs
  • mobile
  • efficient washing
  • cost effective – it is better to carry out preventive cleaning of equipment before the heating season than to spend money on its expensive repairs and emergency shutdown.

For the process efficiency, it is possible to heat the washing liquid to improve and speed up the process. After washing, the spent reagent is neutralized with an alkali solution to a neutral pH and drained or disposed.

Further, the specialists of our Company carry out pressure testing of the system including injecting pressure into the system by 1.5 atm. more than operating one to check the system performance and identify leaks.

Hydropneumatic Washing

A portion of compressed air is supplied to the system under high pressure with the help of a compressor; as a result, the fluid flow rate in the system increases several time leading to mechanical detachment of near-wall pipe deposits together with the oscillatory movements of the compressed air. Deposits are removed from the system through a discharge point.

Now, our Company has developed and patented the PnIU-200 special installation for hydropneumatic washing. The approximate scheme of PnIU-200 operation is as follows: a certain amount of compressed air or nitrogen is pumped into PnIU-200 (nitrogen is used for no chemical reactions in the system), then the PnIU-200 unit is connected to the system being washed; when the unit valve is opened, a fast gas supply under pressure from PnIU- 200 is performed into the system resulting in wave vibrations developed in the liquid in the pipeline; this process contributes to the detachment of scale and other near-wall deposits in the pipeline removing them through the discharge point after it. Washing by the pulse-wave method is performed until clean water begins to flow into the drain tank. That is a criterion for high-quality cleaning.

The photo shows the connection scheme of the air gun to the heating system.

The advantages of our development are obvious:

  1. This cleaning type is safe.
  2. Reducing the washing time and improving its quality.
  3. Washing is performed without any chemicals reducing cost of work.

This installation uses the so-called “pneumatic explosion” method.

Next, the system pressure check is performed.

Combined Method

It is a combination of chemical and hydropneumatic washing. The technologies used in this method are described above.

ASGARD-Service Company’s experts will perform cleaning and maintenance of all engineering systems, all types of heat exchangers and boilers for you.

In addition, an important aspect of work for our Company is the cleaning of oil pipelines as well as tanks for storing oil against heavy fractions of hydrocarbons.

In the process of work on the in-wall space of technological equipment and oil pipelines, a sediment of asphalt-resin-paraffin deposits (hereinafter – ARPD) is formed.

The deposit is a mixture of heavy oil components: paraffin-naphthenic hydrocarbons, resinous-asphaltene substances, mechanical impurities and particles of bound oil. Asphalt-resin-paraffin deposits settle on the metal surfaces of the equipment, impede the extraction and transportation of oil and make further operation of the equipment impossible.

 

The cleaning technology is as follows

  • displacement of oil from oil pipelines;
  • preparation of main and auxiliary oil pipelines and equipment surface;
  • pumping of ARPD solvent through main and auxiliary oil pipelines;
  • pumping ADT to remove residual ARPD solvent from the internal surfaces of the oil pipeline;
  • pumping of CDT to assess the quality of cleaning the inner surface of oil pipelines and equipment.

After oil was displaced from the section of the system being washed, ASGARD Service experts injected a specialized ARPD inhibitor approved by the Transneft Research Institute into it.

Then the inhibitor was in a static state in the system, following that, it was circulated in different directions.

Next, the inhibitor was removed and disposed and diesel fuel was filled in it instead: 2 batch of adsorption and one control lot, for quality control.

The time of draining and filling a new batch of diesel fuel was determined by sampling checked in a specialized laboratory for sulfur.

To improve the quality of cleaning, Asgard Service Company’s experts heated up the ARPD inhibitor.

Since these works were carried out with hazardous substances, the equipment had to comply with all safety measures, and therefore the experts of our Company used specialized and highly targeted equipment, for example, explosion-proof pumps and stainless steel hoses with titanium threads.

In addition, all employees were equipped with personal protective equipment and portable gas detectors.

It should be noted that the engineers of our Company are constantly conducting research and development work in this direction developing equipment for better washing of oil pipelines. Now, an internal pipe circulation piston has been developed and patented for cleaning the inner surface of pipelines and oil pipelines.

figure

Технология очистки оборудования

Вода, используемая в системах отопления и водоснабжения содержит в себе соли кальция, магния, оксиды железа, различные твердые частицы. Кроме того, в воде постоянно находятся бактерии, которые выделяют продукты жизнедеятельности. Так же различные загрязнения от смазочных материалов, от попадания загрязнений в дефекты труб, от не соблюдений требований по монтажу и не качественная очистка вкупе приводят к образованию накипи, твёрдых отложений и слизи на внутренних поверхностях труб и оборудования. Таким образом внутренний диаметр труб и размер проходного сечения уменьшается. Кроме этого происходит разгерметизация автоматики системы отопления и водоснабжения.

Все твёрдые отложения образуются в процессе кристаллизации. В отопительных системах с ростом температуры происходит кристаллизация солей.

 

Рассмотрим классификацию твёрдых отложений:

  • щелочноземельные;
  • сложные силикатные;
  • железные;
  • медные.

К щёлочноземельным отложениям относятся карбонатные, сульфатные, силикатные, фосфатные накипи.

Карбонатная накипь – CaCО3 – откладывается в форме плотных кристаллических отложений на тех поверхностях нагрева или охлаждения, где нет кипения воды и нещелочная среда (водяные экономайзеры, конденсаторы турбин, водоподогреватели, тепловые сети

Сульфатная накипь – CaSО4 – как правило очень твердая и большой плотности.

К силикатным относят сложные силикатные накипи с различным минералогическим составом. Силикатные накипи довольно разнообразны– от пористых и комковых отложений до твердых и плотных образований.

К железным накипям относят:
Железофосфатные накипи. Данный вид накипи образуется при низкой щелочности воды и повышенном содержании железа и откладывается на внутренних поверхностях парообразующих труб. Представляют собой рыхлый налёт.
Железокислые накипи откладываются сплошным слоем, или в виде чешуек.

Четвертая группа. Сюда относят отложения меди, образуются они при повышенном содержаний меди в воде в парогенерирующих трубах с большой тепловой нагрузкой . Откладывается в виде слоистых образований.

Так например в процессе эксплуатации котла при изменениях его гидродинамического и теплового режимов, связанных с ростом нагрузки, возможно образование на стенках экранных труб временных натриевых отложений (Na2SO4, Na2SiO3, NaCl), которые будучи хорошо растворимыми в воде, полностью вымываются со стенок труб котла при его остановке либо резком снижении нагрузки.

Компания «АСГАРД-Сервис» занимается очисткой и обслуживанием инженерных систем, теплообменников и котлов ото всех видов отложений.

Рассмотрим более подробно способы очистки оборудования и методику, которыми пользуется компания «АСГАРД-Сервис».

Перед выбором способа очистки наши специалисты выезжают на объект для ознакомления и осмотра инженерных систем.

  1. Производят отбор образцов отложений для подбора реагента и способа очистки.
  2. Запрашивают техническую документацию для полной информации о материале и возрасте инженерных систем.

После этого подбирается оптимальный способ очистки оборудования:

  • химическая промывка;
  • гидропневматическая промывка;
  • комбинированный способ

Химическая промывка

Используется для очистки систем отопления, теплообменников (как разборных, так и неразборных) и котлов. Для промывки используют 10% раствор кислот – соляной, ортофосфорной, или муравьиной. Очистка производится со сменой направления циркуляции кислот или реагентов, это даёт возможность более качественно провести очистку.

На сегодняшний день специалисты компании «Асгард-Сервис» предпочитают использовать запатентованные моющие вещества, которые улучшают процесс промывки, лучше справляются с отложениями и защищают внутренние поверхности труб от коррозии.

Если промывка проводилась с помощью кислот, то наши специалисты обязательно используют пассивирующие растворы после промывки для предотвращения коррозии.

Промывка производится с использованием специализированного оборудования – химически стойкого насоса, шлангов, устойчивых к растворам щелочей и кислот, а так же специализированных СИП-моек. На данный момент компания «Асгард-Сервис» использует СИП-мойки собственного производства.

 

Преимущества СИП-мойки очевидны:

  • проста в использовании, что позволяет сэкономить на времени работ и трудозатратах
  • мобильна
  • промывка производится качественно
  • экономически эффективна – лучше произвести профилактическую чистку оборудования перед отопительным сезоном, чем тратиться на дорогостоящий ремонт и аварийную остановку оборудования.

Для эффективности процесса возможен подогрев моющей жидкости для улучшения и ускорения процесса. После промывки отработанный реагент нейтрализуют раствором щелочи до нейтрального РН и сливают или утилизируют.

Далее специалисты нашей компании проводят опрессовку системы, которая заключается в нагнетании в систему давления на 1,5 атм. больше рабочего, делается это для проверки работоспособности системы и выявления течей.

Гидропневматическая промывка

В систему под большим давлением с помощью компрессора подается порция сжатого воздуха, в результате этого скорость потока жидкости в системе в разы возрастает, что вместе с колебательными движениями сжатого воздуха приводит к механическому отрыву пристенных отложений труб. Отложения выводятся из системы через точку сброса.

На данный момент наша компания разработала и запатентовала специальную установку ПнИУ-200 для гидропневматической промывки. Примерная схема работы ПнИУ-200 такова: в ПнИУ-200 накачивается определённое количество сжатого воздуха или азота (азот используются для того, что бы в системе не происходило химических реакций), затем установка ПнИУ-200 подключается к промываемой системе, при открытии клапана установки происходит резкая подача газа под давлением из ПнИУ-200 в систему, в результате чего создаются волновые колебания в жидкости, находящейся в трубопроводе, что способствует отслоению накипи и других пристенных отложений в трубопроводе, которые затем удаляются через точку сброса. Промывка импульсно-волновым методом происходит до тех пор, пока в сливную ёмкость не начнёт поступать чистая вода, что является критерием качественной очистки.

На фото видно подключение пневмопушки к системе отопления.

Плюсы нашей разработки очевидны:

  1. Эта очистка безопасна.
  2. Сокращение сроков и улучшение качества промывки.
  3. Промывка происходит без использования химических реагентов, а значит стоимость работ сокращается.

В данной установке используется метод так называемого «пневмовзрыва».

Далее проводят опрессовку системы.

Комбинированный способ

Представляет собой комбинацию из химической и гидропневматической промывки. Применяемые технологии описаны выше.

Специалисты компании «АСГАРД-Сервис» произведут для Вас очистку и обслуживание всех инженерных систем, любых видов теплообменников и котлов.

Кроме того важным аспектом работ для нашей компании является очистка нефтепроводов, а так же емкостей для хранения нефти от тяжёлых фракций углеводородов.

В процессе работы на внутристенном пространстве технологического оборудования и нефтепроводах образуется осадок асфальтосмолопарафиновых отложений (далее – АСПО).

Осадок представляет из себя смесь тяжелых компонентов нефти: парафино-нафтеновых углеводородов, смолисто-асфальтеновых веществ, механических примесей и частиц связанной нефти. Асфальтосмолопарафиновые отложения осаждаются на металлических поверхностях оборудования и препятствуют добычи и транспортировки нефти и делают невозможным дальнейшую эксплуатацию оборудования.

 

Технология очистки такова

  • вытеснение нефти из нефтепроводов;
  • подготовка поверхности основных и вспомогательных нефтепроводов и оборудования;
  • прокачка растворителя АСПО по основным и вспомогательным нефтепроводам;
  • прокачка АДТ для удаления остатков растворителя АСПО с внутренних поверхностей нефтепровода;
  • прокачка КДТ для оценки качества очистки внутренней поверхности нефтепроводов и оборудования.

После вытеснения нефти из промываемого участка системы специалисты компании «АСГАРД-Сервис» закачивали в неё специализированный ингибитор АСПО, использование которого утверждено НИИ «Транснефть».

Далее ингибитор находился в системе в статическом состоянии, после этого производилась его циркуляция в разные стороны.

После этого ингибитор удалялся и утилизировался, а вместо него заливалось дизельное топливо: 2 партии адсорбции и одна контрольная, для проверки качества.

Время слива и залива новой партии дизельного топлива определялось по отборам проб, которые проверялись в специализированной лаборатории на количество серы.

Для улучшения качества очистки специалисты компании «АСГАРД-Сервис» подогревали ингибитор АСПО.

Так как данные работы проводились с опасными веществами, оборудование должно было соответствовать всем мерам безопасности, а потому специалисты нашей компании использовали специализированное и узконаправленное оборудование, как пример- насосы во взрывозащищенном исполнении и шланги из нержавеющей стали с титановыми нитями.

Кроме того, все работники оснащались средствами индивидуальной защиты и портативными газосигнализаторами.

Отметим, что инженеры нашей компании постоянно проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в данном направлении, разрабатывают оборудование для более качественной промывки нефтепроводов. В настоящий момент был разработан и запатентован внутритрубный циркуляционный поршень для очистки внутренней поверхности трубопроводов и нефтепроводов.