figure

Pipeline pickling before commissioning

Pickling of metals

Pickling of metals is a special technology for removing parts, billet, mill scale, rust or oxide from the surface. The process involves the use of various solutions of acids, alkalis and salts. By pickling, the product is prepared for coating or combining with other elements.

The effectiveness of the method is determined by the physical and chemical properties of the deposits, its density and structural features. The maximum result is achieved when the oxide scale contains a lot of ferrous oxide (FeO), which is well exposed to the ravages of the acid, and hematite (Fe2O3), which is an insoluble compound, is absent.

The pickling procedure is preceded by cleaning the inner surface of pipes and assemblies from scale, slag, corrosive scab and other contaminants. It is carried out mechanically. After that the pipe is thoroughly purged with compressed air. It is important that welding, gas cutting, or shaping a pipe needs to be shaped using heat before it is pickled. If the pipeline has already passed this procedure, then the second one is not needed. However, lubricating systems of fluid-friction bearings, pipelines of hydraulic systems, sliding bearings of electrical machines should be subjected to secondary pickling.

Direct pickling is performed using one of two methods:

  • The first method involves the use of an acidic solution (sulfuric, hydrochloric or phosphoric), which is poured into the bath.
  • The second method consists in pumping a solution of orthophosphoric acid through the pipeline using special equipment.

Pipeline parts with oil or grease coating must be degreased to speed up the pickling process and reduce the consumption of acidic composition. For this, a 2-3% alkali solution is used, in which the OP-7 emulsifier and trisodium phosphate are added.

Происходит процесс травления металла

Circulation pickling

This method is used to handle trunk pipelines, where there are slopes, nozzles or plugs through which the solution is drained. This method is necessarily agreed with the customer and the manufacturer.

If it is planned that the installed pipeline will be divided into several sectors, through which the pickling solution will be pumped, then it is important to take into account several factors:

  • The capacity of the section should not exceed 80% of the solution volume, otherwise it is difficult to avoid foam penetration into the pipeline being processed (it inevitably appears on the surface of the liquid);
  • In order to ensure a smooth discharge of the solution, it is necessary to give the section an inclined position;
  • If the section consists of several pipes of different diameter, then its reduction should go in the direction of the drain;
  • The flow rate of the acidic solution should be at 3 m / s;
  • It is necessary to create conditions under which air plugs will not appear, while all bends and nozzles should be placed strictly horizontally.

The connection is done using inventory rolls, which are made of pipes, and hoses of acid-resistant rubber. At the same time they must withstand a pressure of 0.6 MPa. Plugs are installed on the fittings, and pipes with flanges are put in place of the removed fittings. Its length should be the same as the valve body.

In order to control the pickling process, branch pipes with detachable joints are fixed on the pipe sectors. The quality of the procedure can be judged by the inside state of the nozzle.

Before connecting the pipe section to the equipment, it must be checked for tightness with compressed air. All defects observed are eliminated, and only after that they make a connection to the unit and start pickling. It is carried out in two stages:

  1. The solution of orthophosphoric acid, heated to 50-60°C, is driven through a pipe. Based on the state of the inner surface, time varies. As a rule, the process lasts at least 2 hours. From time to time the direction of the flow changes to the opposite – for this purpose, the appropriate valves are used. After pumping the solution is poured into the tank, and the nozzles are removed from the pipe. When pickling, it is necessary to check the level of the solution concentration. This is done using chemical analysis, because the hydrometer readings may be inaccurate due to the presence of oxide and other compounds in the acid. At the very end, the looped sector of the pipe is blown with compressed air and filled with a solution of phosphoric acid.
  2. The second stage involves the immunization, that is, flushing of the inner surface with an acid solution heated to 60°C for 60 minutes. In order to assess the quality of washing, it is necessary to determine the presence and amount of visible impurities in the solution. At the end of the process, it merges into the tank. The pipe is blown again, plugs are removed from the pipes one by one.

Drying quality can be checked with filter paper. When flushing, it is put under a stream of air that comes out of the pipe. If it does not get wet, then it is concluded that the pipeline is dried. After that, the armature is returned to its place, the pipe section is split up and connected to the adjacent ones. Pipes and outlets are closed with plugs to prevent the penetration of dirt and moisture. Now the section can be filled with working medium.

Vat pickling

One of the pickling methods used for pipes and pipeline assemblies involves the use of large vats. They are made of sheet or carbon steel. In the latter case, the inner surface is treated with a special rubber material or cement, 5-25 mm thick, resistant to acids. Outside the vat is covered with bakelite lacquer. Standard dimensions of the tank:

  • Length: 8-15 m;
  • Width: 1-1.2 m;
  • Height: 1.5-1.7 m.

For further processing of the pipeline (neutralization of the acid solution, flushing, removal of grease) the same vats are used, but only from carbon steel trimmed from the inside with bakelite lacquer. Acid, alkali, water is heated in special tanks, equipped with coils, through which steam is supplied.

The pickling solution is prepared from water (2/3 of the vat volume), to which acid is added to a certain concentration in a thin stream and with constant stirring. The density of the composition is controlled with a hydrometer.

Процесс травления металлов в ванной

Pickling with phosphoric acid

Before direct pickling, preparatory work is performed. Screwed pipes are treated with bakelite or other acid resistant laquer. Sometimes use solid oil or other grease. If necessary, the parts are degreased in an alkaline solution heated to 70 degrees.

The pipes are placed in a vat with a 15-20% acid solution, the temperature of which is 50-60 degrees. Due to its action, scale and corrosive scab dissolve. This procedure takes 6-12 hours – time is determined by the state of the inner surface of the pipe. Next, the product is transferred into a vat filled with the same acid, but a lower concentration (2%). In 1-2 hours while it is in the tank, a phosphate film is formed on the surface, which creates protection against secondary corrosion. This effect lasts for almost 6 months.

After “vatting” the pipe is blown and thoroughly dried with compressed air, and its ends are closed with plugs. A sign of high-quality pickling is a dark gray, slightly rough surface with a faint greenish tint.

Pickling with sulfuric or hydrochloric acid

Special additives – inhibitory additives – are necessarily introduced into the solutions of these acids. A two-component additive of ChM brand is used for sulfuric acid. It includes pickling regulators and a frother. The PV-5 composition is used for hydrochloric acid. Catapine additive is suitable for both acids. Inhibitors protect the metal from corrosion and reduce the intensity of acid evaporation. This allows to maintain optimal operating conditions and reduce acid consumption.

Pickling technology involves:

  1. Immersion of pipes in a vat with a solution heated to 20-30 degrees. The time of the procedure varies from 10 to 24 hours depending on the degree of damage to the inner surface with a corrosive coating. If you want to reduce the time, the solution is heated and the parts are shaken periodically.
  2. Removing of pipes and assemblies from the vat, repeated flushing in running water.
  3. Elimination of acid residues: parts are transferred to a container into which soda or lime solution is poured, and left for 1 hour.
  4. Repeated flushing in hot water.
  5. Air drying.

Flushing of parts in cold water is allowed, after which they are dried with steam or compressed air. Dry pipes are treated with oil, dropping them into the tank, the inner surface is treated with a soft brush with a long handle or by pulling the oil napkin. Then the parts are stacked on the shelves for 2-3 hours. With the passage of time, ends of the pipes are closed with plugs.

Where to order the pickling of metals

One of the activities of ASGARD-Service Company is pickling of metals. To get a detailed consultation, order a service and find out the cost, please contact us by phone or e-mail indicated on our website. All work is carried out in compliance with pickling technology and safety rules, using high-quality consumables and equipment. This allows to guarantee the high quality of the processing of the metal surface.

Description of work on pickling at the facilities of our customers:

figure

Протравка трубопроводов перед вводом в эксплуатацию

Травление металлов

Травление металла – специальная технология по удалению с поверхности детали, заготовки, проката окалины, ржавчины или окисла. Процесс предполагает использование различных растворов кислот, щелочей и солей. При помощи травления осуществляется подготовка изделия к нанесению покрытия или соединению с другими элементами.

Эффективность метода определяется физическими и химическими свойствами налёта, его плотности и особенностями структуры. Максимальный результат достигается, когда в окалине содержится много закиси железа (FeO), которая хорошо подвергается разрушительному воздействию кислоты, а гематит (Fe2O3), являющийся нерастворимым соединением, отсутствует.

Процедуре травления предшествует очистка внутренней поверхности труб и узлов от окалины, шлака, коррозийного налёта и иных загрязнений. Она осуществляется механическим способом. После трубу тщательно продувают сжатым воздухом. Важно, чтобы сварка, резка газом или придание трубе нужно формы при помощи нагрева были произведены ещё до травления. Если трубопровод уже прошёл эту процедуру, то вторая такая же не нужна. Однако вторичному травлению должны быть подвержены смазочные системы подшипников жидкостного трения, трубопроводы систем гидравлики, подшипники скольжения электрических машин.

Непосредственное травление производится одним из двух способов:

  • Один предполагает использование кислотного раствора (серной, соляной или ортофосфорной), который заливается в ванну.
  • Второй метод – прокачивание раствора ортофосфорной кислоты по трубопроводу с использованием специального оборудования.

Детали трубопровода, имеющие масляное покрытие или смазку, необходимо предварительно обезжирить, чтобы ускорить процесс травления и снизить расход кислотного состава. Для это применяется 2-3% раствор щёлочи, в который добавлен эмульгатор ОП-7 и тринатрийфосфат.

Происходит процесс травления металла

Циркуляционное травление

Этот метод применяется для обработки магистральных трубопроводов, где есть уклоны, патрубки или пробки, через которые сливается раствор. Этот способ обязательно согласовывается с заказчиком и заводом-производителем.

Если планируется, что смонтированный трубопровод разобьют на несколько секторов, по которым будет осуществляться прокачка травильного раствора, то важно учесть некоторые факторы:

  • Вместимость участка не должна быть больше 80% от объёма раствора, иначе сложно избежать проникновения пены в обрабатываемый трубопровод (она неизбежно появляется на поверхности жидкости);
  • Чтобы обеспечить беспрепятственный слив раствора, нужно придать участку наклонное положение;
  • Если участок состоит из нескольких труб, имеющих разный диаметр, то его уменьшение должно идти в сторону слива;
  • Скорость потока кислотного раствора должна находиться на уровне 3 м/с;
  • Необходимо создать условия, при которых не будут появляться воздушные пробки, при этом все отводы и патрубки должны располагаться строго горизонтально.

Закольцовка производится с помощью инвентарных калачей, которые изготавливаются из труб, и рукавов из резины, стойкой к воздействию кислоты. При этом они должны выдерживать давление в 0,6 Мпа. На штуцера устанавливаются заглушки, а на место снятой арматуры ставят патрубки с фланцами. Их длина должна быть такой же, как корпус арматуры.

Чтобы контролировать процесс травления, на секторах трубопровода закрепляют патрубки с разъёмными соединениями. О качестве процедуры можно судить по состоянию внутренней части патрубка.

Прежде чем подсоединить участок трубы к оборудованию, его обязательно проверяют на плотность при помощи сжатого воздуха. Все замеченные дефекты устраняют, и только после этого производят подключение к агрегату и приступают к травлению. Оно осуществляется в два этапа:

  1. По трубе прогоняют раствор ортофосфорной кислоты, нагретой до 50-60 °С. Исходя из состояния внутренней поверхности, варьируется время. Как правило, процесс длится не менее 2-х часов. Время от времени направление течения меняется на противоположное – для этого используются соответствующие вентили. После прокачки раствор сливают в бак, а с трубы снимают патрубки. При травлении нужно проверять уровень концентрации раствора. Это делается при помощи химического анализа, потому что показания ареометра могут быть неточными, что связано с присутствием в кислоте оксидных и иных соединений. В самом конце закольцованный сектор трубы продувается сжатым воздухом и заполняется раствором ортофосфорной кислоты.
  2. Второй этап предполагает проведение пассивации, то есть промывку внутренней поверхности нагретым до 60 °С кислотным раствором в течение 60 минут. Чтобы оценить качество промывки, определяют наличие и количество видимых загрязнений в растворе. По окончании процесса он сливается в бак. Труба снова продувается, заглушки с патрубков поочерёдно снимаются.

Качество сушки можно проверить фильтровальной бумагой. При продувке её подставляют под струю воздуха, которая выходит из трубы. Если она не намокает, то делается заключение о том, что трубопровод просушён. После этого возвращают на место арматуру, раскольцовывают участок трубы и соединяют его с соседними. Чтобы исключить проникновение грязи и влаги, патрубки и отводы закрывают заглушками. Теперь участок можно заполнять рабочей средой.

Травление в ванной

Один из методов травления, применяемый в отношении труб и узлов трубопроводов, предполагает использование больших ванн. Они изготавливаются из листовой или углеродистой стали. В последнем случае внутреннюю поверхность обрабатывают специальным резиновым материалом или цементом толщиной 5-25 мм, стойкими к воздействию кислот. Снаружи ванна покрывается бакелитовым лаком. Стандартные габариты ёмкости:

  • Длина: 8-15 м;
  • Ширина: 1-1,2 м;
  • Высота: 1,5-1,7 м.

Для дальнейшей обработки трубопровода (нейтрализации кислотного раствора, промывания, удаления жира) применяют такие же ванны, но только из углеродистой стали, отделанной изнутри бакелитовым лаком. Кислота, щёлочь, вода подогреваются в специальных ёмкостях, оборудованных змеевиками, через которые подаётся пар.

Раствор для травления готовится из воды (2/3 объёма ванны), куда тонкой струйкой и при постоянном помешивании добавляют кислоту определённой концентрации. Плотность состава контролируют при помощи ареометром.

Процесс травления металлов в ванной

Травление ортофосфорной кислотой

Перед непосредственным травлением выполняют ряд подготовительных работ. Трубы с резьбой обрабатывают бакелитовым или другим кислотоустойчивым лаком. Иногда используют солидол или иную пластичную смазку. При необходимости детали обезжиривают в нагретом до 70 градусов щелочном растворе.

Трубы помещают в ванну с 15-20%-ым раствором кислоты, температура которого составляет 50-60 градусов. За счёт его действия окалина и коррозийный налёт растворяются. Такая процедура занимает 6-12 часов – время определяется состоянием внутренней поверхности трубы. Далее изделие переносят в ванну, заполненную той же кислотой, но меньшей концентрации (2%). За 1-2 часа, пока оно находится в ёмкости, на поверхности образуется фосфатная плёнка, которая создаёт защиту от вторичной коррозии. Этот эффект сохраняется почти на 6 месяцев.

После «купания» труба продувается и тщательно просушивается сжатым воздухом, а её концы закрываются заглушками. Признак качественного травления – тёмно-серая, немного шершавая поверхность со слабым зеленоватым оттенком.

Травление в серной или соляной кислоте

В растворы этих кислот обязательно вводят специальные добавки – ингибиторные присадки. Для серной используют двухкомпонентную присадку марки ЧМ. Она включает в себя регуляторы травления и пенообразователя. Для соляной кислоты применяется состав ПВ-5. Для обеих кислот подходит присадка катапин. Ингибиторы защищают металл от разъедания и снижают интенсивность кислотного испарения. Это позволяет поддерживать оптимальные для работы условия и снизить расход кислоты.

Технология травления предполагает:

  1. Погружение труб в ванну с раствором, нагретым до 20-30 градусов. Время процедуры варьируется от 10 до 24 часов в зависимости от степени поражения внутренней поверхности коррозийным налётом. Если нужно сократить время раствор подогревают, а детали периодически встряхивают.
  2. Извлечение труб и узлов из ванны, многократная промывка в проточной воде.
  3. Устранение остатков кислоты: детали переносят в ёмкость, в которую залит раствор соды или извести, и оставляют их там на 1 час.
  4. Повторная промывка в горячей воде.
  5. Сушка на воздухе.

Допускается промывка деталей в холодной воде, после чего они высушиваются паром или сжатым воздухом. Сухие трубы обрабатывают маслом, опуская их в бак, внутренняя поверхность обрабатывается мягким ёршиком с длинной ручкой или путём протаскивания масляной салфетки. Затем детали укладываются на стеллажи на 2-3 часа. По истечении времени концы труб закрывают заглушками.

Где заказать травление металлов

Одно из направлений деятельности компании «АСГАРД-Сервис» – травление металлов. Чтобы получить подробную консультацию, заказать услугу и узнать стоимость, свяжитесь с нами по телефону или электронной почте, указанным на нашем сайте. Все работы осуществляются с соблюдением технологии травления и правил безопасности, с применением качественных расходных материалов и оборудования. Это позволяет гарантировать высокое качество обработки металлической поверхности.

Описание работ по протравке на объектах наших заказчиков: