figure

Cleaning of ventilation systems

Operation of venting ducts is accompanied by the formation of a layer of grease and dust. When interacting with moisture condensation, solid deposits are formed in the venting duct on its internal surfaces.

Range of problems

In office and residential areas, the main danger associated with contamination of ventilation is that it becomes an effective environment that promotes the multiplication of pathogenic microbes, which adversely affects people’s health.

Важность очистки систем вентиляции

In industrial premises, the danger lies not only in the above mentioned, but also in the probable repeated microbial contamination of equipment and tools. This is due to the likelihood of dust and dirt accumulating in the ventilation throughout the entire volume of the room.

This is precisely the reason for the need for regular cleaning of ventilation systems – a mandatory procedure governed by separate legislative acts and carried out with the help of specially manufactured equipment. The ventilation cleaning procedure should be carried out both in transport enterprises and at production facilities, both in educational institutions and medical institutions, both in business centers and shopping and leisure facilities that use supply and exhaust ventilation systems.

The complex of works related to the cleaning of ventilation systems includes the removal of grease deposits, dust and dirt accumulated on the inner walls of air ducts and ventilation equipment, in combination with its disinfection (when agreed with the customer). Therefore, they include several stages.

 

Ход очистки системы вентиляции

Ventilation systems are cleaned using the following methods:

Mechanical

In order to implement this method, it is necessary to use a brush machine in combination with a vacuum pump, which is connected to the outlet of the ventilation system. On the back side, a flexible shaft is inserted, equipped with a rotating brush. Due to the rotation of the shaft, the brush mechanically cleans the walls in the air ducts. The air flow picks up the exfoliated bloom, carrying it to the vacuum pump filter.

Chemical

The vacuum pump is connected to the outlet of the ventilation system. In this case, it is necessary to perform a complete sealing of all inlets of the system. Then the chemical is sprayed in the venting duct. Grease deposits react with aerosol, which leads to the loss of its adhesion properties and separation from the surface of the venting duct. A passing air stream removes accumulated deletions.

Wet (or combined)

The first stage of the procedure consists in the mechanical cleaning of the internal surface of the venting ducts from mud and dust deposits. Wet cleaning of the ventilation is then carried out, removing the remaining grease deposits with the help of specially designed detergents and a high-pressure apparatus (HPA).

Blasting

The procedure involves the spraying of the reagent:

  • Soda with soft blasting;
  • Dry ice with cryogenic blasting.

Contaminants are exposed to reagents in combination with compressed air. This contributes to a significant increase in the rate at which particles hit the surface, which leads to microexplosions after a collision with a layer of contamination. Due to the energy released during this process, the effective destruction of the layers without damaging the surface occurs. Removal of the separated dirt particles is carried out by the air flow, which creates a vacuum pump.

MechanicalChemicalWetBlasting
AdvantagesEffectively eliminates “dry” dust and dirt.

The most operational

Optimal cost

Effectively eliminates dusty, greasy deposits

Operational

Optimal cost

Effectively eliminates strong dust and grease

Has an average duration

Provides ideal cleaning from any kind of contamination

 

DisadvantagesBadly eliminates grease deposits

 

Requires full sealing of ventilation

 

Requires full sealing of ventilation

High cost

Requires full sealing of ventilation

Takes a long time.

High cost

Results of ventilation system cleaning

До и после очистки системы вентиляции

Как выглядела система вентиляции до и после очистки

figure

Очистка систем вентиляции

Эксплуатация воздуховодов вентиляции сопровождается образованием слоя жира и пыли. При взаимодействии с конденсатом влаги происходит образование прочных отложений в вентиляционном канале на его внутренних поверхностях.

Проблематика

В офисных и жилых помещениях основную опасность, связанную с загрязнениями вентиляции, представляет то, что она становится эффективной средой, способствующей размножению болезнетворных микробов, которая негативно сказывается на здоровье людей.

Важность очистки систем вентиляции

В производственных помещениях опасность состоит не только в вышесказанном, но и в вероятном повторном микробном обсеменении оборудования и инструментов. Это связано с вероятностью распространения пыли и грязи, скапливающейся в вентиляции, по всему объему помещения.

Именно этим обусловлена необходимость регулярной чистки систем вентиляции — обязательной процедуры, регламентирующейся отдельными законодательными актами и осуществляющейся с помощью специально изготовленного оборудования. Процедуру очистки вентиляции необходимо производить как в транспортных предприятиях, так и на производственных объектах, как в учреждениях сферы образования, так и медицинских учреждениях, как в бизнес-центрах, так и торгово-развлекательных объектах, где используют приточно-вытяжную вентиляционную систему.

В комплекс работ, связанных с очисткой систем вентиляции, входит удаление отложений жира, пыли и грязи, скопившихся на внутренних стенках воздуховодов и вентиляционном оборудовании, в сочетании с их дезинфекцией (при согласовании с заказчиком). Поэтому они включают несколько этапов.

Ход очистки системы вентиляции

Очистка вентиляционных систем осуществляется с использованием следующих методов:

Механический.

Для реализации данного метода применяют щеточную машину в комплексе с вакуумным насосом, который соединяют с выходным отверстием системы вентиляции. С обратной стороны вводят гибкий вал, оснащенный вращающейся щеткой. Благодаря вращению вала щетка осуществляет механическую чистку стенок в воздушных каналах. Поток воздуха подхватывает отслоенный налет, унося его к фильтру вакуумного насоса.

Химический.

Вакуумный насос соединяется с выходным отверстием системы вентиляции. При этом необходимо выполнить полную герметизацию всех входных отверстий системы. Затем производится распыление химического реагента в вентиляционном канале. Жировые отложения вступают в реакцию с аэрозолью, что приводит к потере ими своих адгезионных свойств и отделению от поверхности воздухоотвода. А проходящим потоком воздуха удаляются накопившиеся удаления.

Влажный (или совмещенный).

Первый этап процедуры заключается в механической очистке внутренней поверхности воздуховодов от грязевых и пылевых отложений. Затем осуществляют влажную чистку вентиляции, удаляя оставшиеся жировые отложения с помощью специально разработанных моющих средств и аппарата, работающего под высоким давлением (АВД).

Бластинг.

Процедура связана с распылением реагента:

  • Соды при мягком бластинге;
  • Сухого льда при криогенном бластинге.

Загрязнения подвергаются воздействию реагентов в сочетании со сжатым воздухом. Это способствует существенному повышению скорости попадания частиц на поверхность, что приводит к микровзрывам после столкновения со слоем загрязнения. Благодаря выделяющейся при этом энергии происходит эффективное разрушение наслоений без повреждения поверхности. Удаление отделившихся частиц грязи осуществляется воздушным потоком, который создает вакуумный насос.

Механический Химический Влажный Бластинг
Плюсы Эффективно избавляет от «сухой» пыли и грязи

Самый оперативный

·         Оптимальная стоимость

 

Эффективно борется с пыле-жировым налетом, имеющим незначительную толщину

Оперативный

·         Оптимальная стоимость

 

Эффективно борется с сильными пыле-жировыми загрязнениями

Имеет среднюю продолжительность

 

Обеспечивает идеальную очистку от любого вида загрязнений

 

Минусы Плохо избавляет от жировых отложений

 

Потребуется полная герметизация вентиляции

 

Потребуется полная герметизация вентиляции

Высокая стоимость

 

Потребуется полная герметизация вентиляции

Процедура займет много времени

Высокая стоимость

 

Результаты очистки вентиляционных систем

До и после очистки системы вентиляции

Как выглядела система вентиляции до и после очистки